Содержимое сочинения:
Алена Дмитриевна — жена купца Калашникова. Она была очень красивая. Вот как описывает ее влюбившийся в нее царский опричник Кирибеевич: На святой Руси, нашей матушке, Не найти, не сыскать такой красавицы: Ходит плавно, будто лебедушка; Смотрит сладко, как голубушка; Молвит слово — соловей поет; Горят щеки ее румяные, Как заря на небе божием; Косы русые, золотистые, В ленты яркие заплетенные, По плечам бегут, извиваются, С грудью белою цалуются. Он увидел ее у тесовых ворот с другими девушками, только те стоят «любуются, глядя, перешептываются», а она не глядит, не любуется, полосатой фатой укрывается. Алена Дмитриевна очень набожная, честная женщина, ходит к вечерне в церковь. У нее есть дети, муж. Дома она хозяйка, ведет хозяйство. Помогает ей в этом старая работница. По приходу мужа накрывает она на стол белую скатерть, встречает своего мужа. Но вот ее описание в тексте резко меняется, когда ее муж, купец Калашников, приходит домой и не застает ее дома. И кличет он старую работницу: Ты скажи, скажи, Еремеевна, А куда девалась, затаилася В такой поздний час Алена Дмитриевна? А что детки мои любезные — Чай забегались, заигралися, Спозаранку спать уложилися? Только нерадостный ответ слышит купец, муж Алены Дмитриевны, что жена его с вечерни еще не вернулась, а детки плачем плачут, все не унимаются. Вдруг он слышит шаги торопливые, а когда оборачивается — не узнает свою жену. Он даже восклицает: «Сила крестная!» — потому, что такой жену он ни разу не видел. Перед ним стоит молода жена, Сама бледная, простоволосая, Косы русые расплетенные Снегом-инеем пересыпаны; Смотрят очи мутные, как безумные; Уста шепчут речи непонятные. Ее описание говорит нам, что она не только сильно взволнована, но и испугана. А тут и муж начинает ее выспрашивать, где она была, и ругать ее. Она любит мужа и потому горько ййачет, когда муж попрекает ее в измене ему и в том, что она порочит его честное имя. Муж Алены Дмитриевны думает, что она гуляет с боярскими сынками, а Алена Дмитриевна даже не глядит на проезжих молодцов. Когда она стоит с девушками у калитки, то «полосатой фатой закрывается». Вот и говорит она мужу, что не боится она ни смерти, ни людской молвы, а боится его немилости. Она рассказывает мужу — Степану Парамоновичу, что опозорил ее, осрамил «злой опричник царский Кирибеевич», и просит мужа защитить ее. Она-то честная, непорочная, но «что скажут злые соседушки», которые стояли у калиток и глазели на ее позор. В поэме М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» образ Алены Дмитриевны — это образ красивой русской женщины. Ее душа чиста. Она честная жена. Не позарилась она на золото и жемчуга, что предлагал ей царский опричник в обмен на ее милость и любовь. Кирибеевич говорил ей: Отвечай мне, чего тебе надобно, Моя милая, драгоценная! Хочешь золота али жемчугу? Хочешь ярких камней аль цветной парчи? Как царицу я наряжу тебя, Станут все тебе завидовать, Лишь не дай мне умереть смертью грешною; Полюби меня, обними меня Хоть единый раз на прощание!
Алена Дмитриевна любит мужа, ходит в церковь. Лермонтов в ее образе хотел показать нам русскую женщину, ее силу духа: она не склонилась на посулы опричника, а осталась верна своему мужу.
russkaya-literatyra.iusite.ru
Алена Дмитриевна - жена купца Калашникова. Она была очень красивая. Вот как описывает ее влюбившийся в нее царский опричник Кирибеевич: На святой Руси, нашей матушке, Не найти, не сыскать такой красавицы: Ходит плавно, будто лебедушка; Смотрит сладко, как голубушка; Молвит слово - соловей поет; Горят щеки ее румяные, Как заря на небе божием; Косы русые, золотистые, В ленты яркие заплетенные, По плечам бегут, извиваются, С грудью белою цалуются. Он увидел ее у тесовых ворот с другими девушками, только те стоят «любуются, глядя, перешептываются», а она не глядит, не любуется, полосатой фатой укрывается. Алена Дмитриевна очень набожная, честная женщина, ходит к вечерне в церковь. У нее есть дети, муж. Дома она хозяйка, ведет хозяйство. Помогает ей в этом старая работница. По приходу мужа накрывает она на стол белую скатерть, встречает своего мужа. Но вот ее описание в тексте резко меняется, когда ее муж, купец Калашников, приходит домой и не застает ее дома. И кличет он старую работницу: Ты скажи, скажи, Еремеевна, А куда девалась, затаилася В такой поздний час Алена Дмитриевна? А что детки мои любезные - Чай забегались, заигралися, Спозаранку спать уложилися? Только нерадостный ответ слышит купец, муж Алены Дмитриевны, что жена его с вечерни еще не вернулась, а детки плачем плачут, все не унимаются. Вдруг он слышит шаги торопливые, а когда оборачивается -не узнает свою жену. Он даже восклицает: «Сила крестная!» - потому, что такой жену он ни разу не видел. Перед ним стоит молода жена, Сама бледная, простоволосая, Косы русые расплетенные Снегом-инеем пересыпаны; Смотрят очи мутные, как безумные; Уста шепчут речи непонятные. Ее описание говорит нам, что она не только сильно взволнована, но и испугана. А тут и муж начинает ее выспрашивать, где она была, и ругать ее. Она любит мужа и потому горько ййачет, когда муж попрекает ее в измене ему и в том, что она порочит его честное имя. Муж Алены Дмитриевны думает, что она гуляет с боярскими сынками, а Алена Дмитриевна даже не глядит на проезжих молодцов. Когда она стоит с девушками у калитки, то «полосатой фатой закрывается». Вот и говорит она мужу, что не боится она ни смерти, ни людской молвы, а боится его немилости. Она рассказывает мужу - Степану Парамоновичу, что опозорил ее, осрамил «злой опричник царский Кирибеевич», и просит мужа защитить ее. Она-то честная, непорочная, но «что скажут злые соседушки», которые стояли у калиток и глазели на ее позор. В поэме М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» образ Алены Дмитриевны - это образ красивой русской женщины. Ее душа чиста. Она честная жена. Не позарилась она на золото и жемчуга, что предлагал ей царский опричник в обмен на ее милость и любовь. Кирибеевич говорил ей: Отвечай мне, чего тебе надобно, Моя милая, драгоценная! Хочешь золота али жемчугу? Хочешь ярких камней аль цветной парчи? Как царицу я наряжу тебя, Станут все тебе завидовать, Лишь не дай мне умереть смертью грешною; Полюби меня, обними меня Хоть единый раз на прощание! Алена Дмитриевна любит мужа, ходит в церковь. Лермонтов в ее образе хотел показать нам русскую женщину, ее силу духа: она не склонилась на посулы опричника, а осталась верна своему мужу.
Сочинение на тему Образ Алены Дмитриевны в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого куЛермонтов М.Ю.Стр. 1
Сочинение на тему Образ Алены Дмитриевны в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого куЛермонтов М.Ю.Стр. 2
my-soch.ru
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» …
Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
потому что муж есть глава жены, как и Христос глава церкви...
Мужья, любите своих жен,
как и Христос возлюбил Церковь и предал себе за нее.
Ефес.5,22-23,25.
Нет уз крепче этих ...
Иоанн Златоуст
«Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов написал в 1937 году на Кавказе. Рукопись была направлена А.А.Краевскому для публикации, однако цензура не разрешила печатать сочинение опального поэта, и только благодаря хлопотам В.А.Жуковского поэма увидела свет, но без имени автора.
«Песня ...» занимает особое место в творчестве поэта. Она интересна не только своей совершенной художественной формой, гениальной стилизацией, поэтикой фольклора и своеобразными синтаксическими конструкциями. В этом произведении Лермонтов явил свой опыт постижения сути народной жизни, национального идеала, исторически сформированного в глубинах христианского сознания.
С ранней юности творческое воображение Лермонтова волновали образы великого прошлого Отчизны, её защитники, её древние герои. Захваченный русской темой, он обращается к народному творчеству. «Как жаль, - сетует Лермонтов, - что у меня была мамушкой немка, а не русская - я не слыхал сказок народных, - в них, верно, больше поэзии, чем во всей французской литературе». Будучи необыкновенно музыкальным, поэт приходит к выводу, что народную поэзию нужно искать «нигде, как в русских песнях». Лермонтов тонко чувствует и передает мелодику и образность национальной песни в своих стихотворениях «Русская песня» 1830, «Атаман» 1831, «Песня» 1831 и др.
Образы великой России вновь и вновь возникают в его творчестве. Достаточно вспомнить стихотворения «Два великана» (1832), «Бородино» (1837), неоконченное историческое полотно «Вадим» (1834-1837гг).
Страницы русской истории, прошедших героических событий явились для Лермонтова предметом пристального внимания и изучения. Возможно, этот взгляд поэта, обращенный назад, искал и находил достойные образцы русского духа, этих чудо-богатырей, каких он не видел среди своих современников. Отсюда и известные всем с детства «горькие» строки из стихотворения «Бородино»: «Богатыри - не вы».
Эта печаль и чувство горечи у Лермонтова кроются в осознании им несоответствия былого величия России картинам современной жизни. Увидеть, пережить это и сказать правду, как бы горька она не была, - вот истинное призвание поэта. И в своем творчестве Лермонтов, как верный сын своего Отечества, продолжает утверждать высокие духовные ценности, воспевать красоту загадочной русской души, сила которой в тех деяниях и подвигах, «которые совершал и еще совершит русский человек, русский народ, как только поймет, ощутит сердцем и поверит в истину и справедливость» [ 9, 220].
Обратившись в поэме к эпохе царствования Иоанна Грозного, автор внимательно всматривается в глубину веков и отмечает исконно присущее русскому человеку правдолюбие и стремление «постоять за Правду до последнева». «Именно эта формула, эта мысль высвечивает смысловое содержание всей поэмы, является её энергетическим узлом», - писал М.М.Дунаев [ 6, 4].
Сюжет поэмы
В основе сюжета поэмы лежит событие, вероятное в 16 веке. Какие-то факты, возможно, подчеркнуты из «Истории Государства российского» Н.М.Карамзина (Х том): упоминание о чиновнике Мясоеде-Вислом и его жене, обесчещенной опричниками царя. Историки литературы также указывают на фольклорные памятники, которые могли быть источниками «Песни ...», прежде всего - песню о Мастрюке Темрюковиче из книги Кирши Данилова (1818г.). Лермонтов во 2-ой половине 1830-х годов, в период установления дружеских связей со славянофилами ( в том числе с П.В.Киреевским) и собирателем фольклора С.А.Раевским, был, вероятно, знаком и с вариантами песни о Мастрюке, записанными Киреевским, «оттуда он заимствовал имя своего героя (дети Кулашниковы, братья Калашнички, Калашниковы) [7, 410] .
В 1835-1836 годах поэт вновь побывал в Тарханах и еще раз соприкоснулся с миром давно уже ему знакомой народной поэзии, со старыми тарханскими песнями. Обращение к фольклорным источникам, к историческим, разбойничьим и лирическим народным песням позволило Лермонтову в своей поэме воссоздать характер эпохи, её быт и нравы. «Именно старинные русские песни он и вспоминал, именно они его и вдохновляли, когда он это произведение создавал... Именно так он его и назвал - песня: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», - пишет исследователь лермонтовского творчества С.А.Андреев - Кривич [3,191].
Но поэма далека от буквального воспроизведения исторического эпизода: осмысляя и творчески интерпретируя исторический материал, автор выходит за хронологические рамки повествования, для него была важна идея «Песни...».
О смысле поэмы писал В.Г.Белинский в своем первом печатном отзыве о творчестве Лермонтова: « ... поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в её историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи ... и вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории» [5 ,23].
Некоторые современники Лермонтова связывали содержание «Песни ...» с реальными событиями тех лет, в частности, со скандальной историей увоза гусаром жены московского купца; видели в «Песне ...» и отражение семейной трагедии Пушкина: поэма была написана вскоре после роковой дуэли на Черной речке.
Библейский идеал добродетельной жены.
Образ христианской семьи в поэме.
Образ Алены Дмитриевны
«Песня ...» и сегодня не оставляет равнодушными своих читателей: ощутимо «биение пульса» этой удивительной поэмы, волнительна встреча с её героями, внутренний мир которых свидетельствует, по выражению Белинского, о «сокровеннейших и глубочайших тайниках» народного духа.
Лермонтову удалось воссоздать необыкновенно привлекательный, светлый образ древнерусской семьи Калашниковых.
Сам Степан Парамонович, « молодой купец», «статный молодец» не только исправно ведет своё дело, у него и в доме образцовый порядок : каждый вечер его встречает «молода жена» и «накрыт дубовый стол белой скатертью».
Немногочисленные, но характерные детали и бытовые подробности «Песни» свидетельствуют о традиционном православном укладе жизни этой семьи, в которой сохраняются благочестивые обычаи предков, царит своеобразная культура древнерусского домостроительства, атмосфера священного домашнего очага. А горящая «свеча перед образом» символизирует христианское мироустроение семьи как малой церкви.
Велика в этом роль жены, хозяйки дома. Своим благоразумием, распорядительностью по хозяйству, попечением о детях, заботой о муже она делает свой дом источником добра, мира, счастья, успокоения, восстановления сил. Сюда, в свой «высокий дом» за Москву-реку устремляется каждый вечер Степан Парамонович после дневных забот и переживаний.
Образ Алены Дмитриевны восходит к библейскому идеалу добродетельной жены, жены-помощницы для мужа своего, цена которой , по слову премудрого Соломона, « выше жемчуга» (Притч. 30,10).
Положение жены как любящего и преданного мужу человека назначено ей самим Богом. «Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви,- пишет святой апостол Павел в послании к Ефесянам (5, 22-23). «Поминовение жены мужу в христианстве принимает высший характер, яко такое, которое вытекает из страха Божия и уравнивается с делами Богоугождения, прямо Самому Господу творимыми», - пишет святитель Феофан Затворник в своем толковании послания апостола Павла (7,538). А святой Иоанн Златоуст об этом говорит так: «Сказавши: повинуйтеся, яко Господу - Апостол ... разумеет следующее: ... служите Господу ...» (1,538) .
Но чтобы осознать и исполнять своё назначение, жена должна вместить в своё сердце Христа Спасителя и его святые заповеди, воплотить в своей жизни истины Евангелия, украсить свою душу нетленными добродетелями, служить «славою, венцом мужа своего» (Притч. 12,4). Именно такой образ русской женщины удалось создать Лермонтову в своей поэме.
О красоте внешней и внутренней.
Библейские наставления жене - христианке
Уникальность образа Алены Дмитриевны - в гармоничном единстве внутренних достоинств и необыкновенной внешней привлекательности:
На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы...
По мнению святых отцов Церкви, внешность человека может одухотворяться внутренним огнем Веры, Надежды, Любви и свидетельствовать о чистоте души, о мирном устроении духа. Алена Дмитриевна, кроткая, целомудренная, благочестивая, действительно, светит людям, « как заря на небе Божием».
Походка, взгляд, речь молодой женщины привлекли внимание царского опричника. Женская красота, совершенство внешних форм, как мы знаем из житийной и художественной литературы, может служить источником соблазна, провоцировать возникновение греховных помыслов и желаний, быть приманкой для низменных страстей.
Физически крепкий, «удалой боец», «буйный молодец», Кирибеевич лишен внутренней силы, способной победить зарождающийся в душе грех. Избалованный царской милостью, не привыкший терпеть поражение ни в битвах, ни в кулачных боях, он был побежден блудной страстью. Как разбойник, преследует опричник поздним вечером возвращающуюся из церкви Алену Дмитриевну с целью похитить то, что ему не принадлежит и принадлежать не может. Уповающий в своей жизни на власть, положение, богатство, он не жалеет при встрече с «красной красавицей» ни слов любезных, ни обещаний щедрых:
Хочешь золота или жемчугу?
Хочешь ярких камней аль цветной парчи?
Как царицу я наряжу тебя,
Станут все тебе завидовать ...
Предлагая своей возлюбленной «сокровища земные», Кирибеевич не ведает, что в сердце её сокрыты другие богатства, иные ценности: любовь к Богу и ближнему своему, верность святым обетам, в таинстве Венчания данным, и страх Божий, т.е. боязнь греха, который разрывает связь с Богом и лишает человека Его милости.
Иногда Господь попускает врагу рода человеческого - диаволу - испытать человека, подвергнуть его искушению. «Искушением познаются истинные и верные рабы Божии и лицемеры, ... кому угождаем, себе ли в миру или Богу, чью волю более почитаем, свою или Божию ...», - пишет святитель Тихон Задонский [2, с 404-405].
Все действия Алены Дмитриевны направлены на преодоление этого искушения, она, как истинно верующий человек, боясь оскорбить Бога, в буквальном смысле бежит от греха, подобно святым женам, знакомым нам по житийной литературе, которые предпочитали смерть греху прелюбодеяния. Видимо, заповедь о верности семейному союзу и хранении святыни брака была записана в их сердцах «золотыми буквами»: «Вступившие в супружество должны друг друга любовь и верность хранить до конца жития. Ни муж жены, ни жена мужа не должны оставлять до смерти, но, как обещались и согласились, неразлучно пребывать до кончины» [2,834-835].
Лермонтов в своей поэме следует святоотеческой традиции, отразившей библейские наставления жене-христианке: «Обманчиво пригожество, ничтожна красота, а жена, боящаяся Господа, достойна похвалы» (Притч.30, 30-31). «Да будет украшением вашим не плетение волос, ни золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценного пред Богом (1- Петра, 3.3-4).
Интересно, что в древнерусской литературе почти не уделялось никакого внимания внешности человека, речь всегда шла о сокровенных, внутренних достоинствах. Так в «Повести о Петре и Февронии» Ермолая - Еразма не упоминается о красоте той простой девушки, которая исцелила неизлечимо больного князя и стала его женой. Постоянно говорится о её мудрости. Видимо, в Древней Русь её ценили намного выше красоты телесной.
«...Муж есть глава жены, как и Христос глава церкви...».
Образ Степана Парамоновича Калашникова
Униженная и оскорбленная на виду у «злых соседушек», Алена Дмитриевна была подвергнута гневному обличению супруга и глубоко страдала от его недоверия и подозрений, от «речей» его, «будто острый нож». Для неё, любящей и преданной жены, весь страх состоял в «немилости» мужа, своего «государя», освящавшего её жизнь, как «красно солнышко». Полная, откровенная, исповедальная искренность Алены Дмитриевны свидетельствует, что между ней и супругом нет и не может быть никакой тайны, потому что муж и жена - одно целое, «одна плоть» (Быт.2,24). Обидчик, опозорив жену, оскорбил и мужа, дерзнул покуситься на установленный Богом порядок. Грех всегда попирает правду: от эгоистических желаний избалованного человека колеблется честь и достоинство семьи.
Выслушав свою «верную жену», просящую о защите и помощи, и полностью ей доверяя, Калашников осознает, что в дом пришла «лиха беда»:
Опозорил семью нашу честную
Злой опричник царский Кирибеевич!
А такой обиды не стерпеть душе
Да не вынести сердцу молодецкому.
Испытание, выпавшее на долю Калашниковых, обнаружило не только добродетели жены, но и открыло способности мужа «быть всесторонним попечителем и охранителем жены [1,539], защитником, святыни брака от поругания. «...да познаем врагов наших, и научимся противу их подвизаться. Брань то научает воина Подвигу и крепчайшим делает...»,- рассуждает святитель Тихон Задонский [2,405].
Степан Парамонович, для которого настал час праведного гнева, быстро принимает решение:
Буду насмерть биться, до последних сил,
За Святую правду - матушку.
Калашников следует национальным святоотеческим традициям, «заквашенным» на евангельских истинах: «приняв во всей строгости, что жены по образу поминовения Церкви Христу Господу должны повиноваться мужам во всем, должно принять во всей строгости и обязательную для мужей любовь - в мере любви Христа Господа к Церкви. Но Господь предал Себя за Церковь, следовательно, и « мужья должны простирать свою любовь к женам до готовности жертвовать за них и самою жизнию» [1,543].
Это спокойное ощущение силы для битвы с сильным мира сего, эта решимость «постоять за правду до последнева» рождаются у Калашникова из осознания своей правоты перед Богом и народом христианским. В этом дивном образе Лермонтов воплощает лучшие черты национального характера: «Нетрудно увидеть: русский человек ради правды готов пожертвовать самой жизнью, смиренно склоняясь перед Промыслом [6,с.42].
В своей последней битве и в разговоре с царем Степан Парамонович предстоит пред самим Богом и только перед Ним ответ держит, сохраняя семейную тайну.
В последние минуты своей жизни он думает и заботится только о своих близких, унося с собой вечную Любовь, которой научила его святая вера Православная.
В 1841 году Лермонтов писал, что «у России нет прошедшего, она вся в настоящем и будущем». Такова вера поэта. Таков сам Лермонтов. Он вместе с Россией в ее настоящем и будущем ,как и бессмертные герои, созданные его гением.
Лермонтов заканчивает свою поэму возглашением славы народу христианскому, хранителю Святой Веры, в недрах которого поднимаются новые богатыри духа и зреют новые подвиги.
Щелкунова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы СОШ № 22 (г.Сергиев Посад)
Литература:
1. Священное Писание Ветхого и Нового Завета
2. Святитель Феофан Затворник. Толкование послания апостола Павла к Ефесянам. М., 2004.
3. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) Симфония по творениям святителя Тихона Задонского .- М., 2003.
4. С.А. Андреев-Кривич. Тарханская пора. - М., 1968.
5. Э.А. Веденятина. Красота. Мешает ли она спасению? - М., 2002
6. В.Г.Белинский. Литературная критика. - М., 2005.
7. М.М.Дунаев. Православие и русская литература М., 1996 ч.II.
8. М.Ю.Лермонтов. Избранные сочинения в трех томах.- М., 1996,т.2
9. Лермонтовская энциклопедия. - М.,1981.
10. Семейная жизнь и православное воспитание .- С.-Петербург, 2006.
11. В.Ю.Троицкий. Словесность в школе. - М.,2000.
Твитнуть
Инструкция об оплате (откроется в новом окне) Форма для пожертвования Яндекс.Деньги: Другие способы помощи
ruskline.ru
Алена Дмитриевна – жена купца Калашникова. Она была очень красивая. Вот как описывает ее влюбившийся в нее царский опричник Кирибеевич: На святой Руси, нашей матушке, Не найти, не сыскать такой красавицы:Ходит плавно, будто лебедушка;Смотрит сладко, как голубушка;Молвит слово – соловей поет;Горят щеки ее румяные, Как заря на небе божием;Косы русые, золотистые, В ленты яркие заплетенные, По плечам бегут, извиваются, С грудью белою цалуются. Он увидел ее у тесовых ворот с другими девушками, только те стоят “любуются, глядя, перешептываются”, а она не глядит, не любуется, полосатой фатой укрывается. Алена Дмитриевна очень набожная, честная женщина, ходит к вечерне в церковь. У нее есть дети, муж. Дома она хозяйка, ведет хозяйство. Помогает ей в этом старая работница. По приходу мужа накрывает она на стол белую скатерть, встречает своего мужа. Но вот ее описание в тексте резко меняется, когда ее муж, купец Калашников, приходит домой и не застает ее дома. И кличет он старую работницу:Ты скажи, скажи, Еремеевна, А куда девалась, затаилася В такой поздний час Алена Дмитриевна? А что детки мои любезные – Чай забегались, заигралися, Спозаранку спать уложилися? Только нерадостный ответ слышит купец, муж Алены Дмитриевны, что жена его с вечерни еще не вернулась, а детки плачем плачут, все не унимаются.
Вдруг он слышит шаги торопливые,
а когда оборачивается – не узнает свою жену. Он даже восклицает: “Сила крестная!” – потому, что такой жену он ни разу не видел. Перед ним стоит молода жена, Сама бледная, простоволосая, Косы русые расплетенные Снегом-инеем пересыпаны;Смотрят очи мутные, как безумные;Уста шепчут речи непонятные. Ее описание говорит нам, что она не только сильно взволнована, но и испугана. А тут и муж начинает ее выспрашивать, где она была, и ругать ее. Она любит мужа и потому горько ййачет, когда муж попрекает ее в измене ему и в том, что она порочит его честное имя. Муж Алены Дмитриевны думает, что она гуляет с боярскими сынками, а Алена Дмитриевна даже не глядит на проезжих молодцов. Когда она стоит с девушками у калитки, то “полосатой фатой закрывается”. Вот и говорит она мужу, что не боится она ни смерти, ни людской молвы, а боится его немилости. Она рассказывает мужу – Степану Парамоновичу, что опозорил ее, осрамил “злой опричник царский Кирибеевич”, и просит мужа защитить ее. Она-то честная, непорочная, но “что скажут злые соседушки”, которые стояли у калиток и глазели на ее позор. В поэме М. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” образ Алены Дмитриевны – это образ красивой русской женщины. Ее душа чиста. Она честная жена. Не позарилась она на золото и жемчуга, что предлагал ей царский опричник в обмен на ее милость и любовь. Кирибеевич говорил ей:Отвечай мне, чего тебе надобно, Моя милая, драгоценная! Хочешь золота али жемчугу? Хочешь ярких камней аль цветной парчи? Как царицу я наряжу тебя, Станут все тебе завидовать, Лишь не дай мне умереть смертью грешною; Полюби меня, обними меня Хоть единый раз на прощание!
Алена Дмитриевна любит мужа, ходит в церковь. Лермонтов в ее образе хотел показать нам русскую женщину, ее силу духа: она не склонилась на посулы опричника, а осталась верна своему мужу.
(Пока оценок нет)ege-essay.ru